Наше тело, безусловно, уникально само по себе и позволяет использовать нам разную цепь своих звеньев для выполнения одной и той же задачи. Это напоминает лабиринт с многочисленными из него выходами.
Как найти, правильный выход из этого природного лабиринта, как найти оптимальное положение, и, тем самым, Баланс и Скорость?
Это окончание
первой вступительной части полностью характеризует стоящую перед этой темой задачу. В ней основной акцент ставится на райдере – на человеке, на том ключевом звене в виндсерфинге, значение которого очень часто и незаслуженно занижается. Взять, хотя бы, различные эпитеты, подчеркивающие определенное отношение к человеку на виндсерфинге, к примеру «тушка», «прокладка между доской и парусом» и т.п.
В этой теме всей технической части виндсерфинга, к которой непосредственным образом относится само оборудование, отводится место второго плана, хотя не будем забывать, что создание самого оборудования, основано как с учетом физических величин воздействующих на него, так и анатомическими особенностями самого человека.
Как чувствует себя райдер, катаясь в разных трапециях – поясной и сидячей, чем отличается его позиция в глиссировании, мы рассмотрим в этой и последующих статьях.
Как это достаточно часто бывает, собираешься на воду и вдруг встречаешь своего старого приятеля, который, уже вдоволь накатавшись, выходит с воды.
Приятеля зовут Серега, он прирожденный слаломист, скорость его второе «я».
И что я вижу, стоит передо мной с довольным лицом мой приятель в поясной трапеции, что крайне несвойственно закоренелым гонщикам – обычно они предпочитают сидячие трапеции, и на это есть весьма весомые причины. Спрашиваю: «Ты перешел на поясную?». «Да, - отвечает Сергей, – и уже давно». «Ну и как?», - продолжая беседу, с большим любопытством расспрашиваю его, пытаясь выяснить причину такого радикализма с его стороны.
А с моей-то стороны, такие расспросы выглядят весьма не к месту. Все мы выходим с воды, слегка запыхавшись и немного уставшими, сконцентрированными на своих мыслях, анализируя результат своего катания, удачное выполнение элемента, новый рекорд скорости, болезненное падение, когда фортуна поворачивается к нам задом. И здесь вдруг, откуда ни возьмись, со стороны как камень прилетает не к месту любопытный «социолог», рискуя получить такой же неуместный ответ. Спросите своего приятеля лучше о другом, к примеру: «Как твои успехи, друг?».
Тем не менее, есть среди нас люди терпимые, и Сергей относится к их числу, (лично я нет). На мой несвоевременный вопрос я услышал: «Мне так удобней, - и переводя дыхание, бережно кладя свое драгоценное оборудование на берег, он добавил - я очень долго привыкал к хождению в поясной трапеции после сидячей».
Наш разговор на эту тему продолжился позже, в другой обстановке, но смысл был тот же.
Эксперимент
Обучение шло полным ходом, проходил очередной курс интенсивна нашей школы. Хороший прогноз, умеренный ветер, не жарко, вода теплая, условия - лучше не куда. Мои исследования на тему «в поисках баланса и скорости» продолжались.
Ученик Виталий успешно закреплял глиссирование в поясной трапеции, мы оба от всей души радовались его результатами. Мысль об эксперименте над еще не заматерелым виндсерфером не давала мне покоя. С матерым было бы куда сложней, из-за устоявшихся взглядов, накопленных практикой. Как говорит одна мудрая поговорка наполненный стакан нельзя наполнить, его с начала надо опустошить. Практика такого опустошения во время занятий, занимает больше времени, в сравнении с тем временем, которое затрачивается на само изучение более техничного выполнения элемента.
Итак, эксперимент с участием Виталия заключался в следующем: попросить его, учившегося кататься в поясной трапеции, надеть сидячую трапеции и проехать в ней, не говоря об опасностях, вернее мелких неприятностях, которые с ним могут произойти; вообще, ничего не объясняя, кроме одного - как правильно надеть эту трапецию.
Отмечу, что облачение Виталия в сидячку проходило с обоюдным энтузиазмом.
Тем не менее, меня таки беспокоил один момент, а именно момент фиксирования крюком трапеции за трапеционную петлю, так как сидячая трапеция и, соответственно ее крюк, располагаются значительно ниже на теле райдера, чем поясная, и это влияет на сложность при фиксировании. Это является одной из причин, по которой для освоения хождения в трапеции выбрана именно поясная, а не сидячая трапеция.
Фиксирование райдером на сидячей трапеции за трапеционную петлю проходит либо вовремя вывода доски в режим глиссирования, либо непосредственно в самом режиме глиссирования. Можно ли зафиксироваться на сидячую трапецию будучи в режиме водоизмещения? Да можно, но это вызовет массу неудобств у опытного райдера и большую проблему у начинающего.
Когда Виталик начал цепляться крюком трапеции за петлю, во мне теплилась надежда, что он справится благодаря тому, что он уже знал по какому принципу использовать свое тело, дающее правильный рычаг. К счастью мои надежды оправдалось - не смотря на присутствующее, изначально предполагаемое неудобство, со своей задачей он успешно справился, одним словом, оказался молодцом.
( Для сравнения, на этих двух фотографиях, фото-1 Виталик, едет красиво и свободно, фото-2 Райдер ,с минимальным представлением о правильном биомеханическом принципе, тело-рычаг, скорей находиться в позе эмбриона, чем в позиции в режиме глиссирования )
Страховкой от повреждения пользоваться не пришлось, хотя вероятность падения по принципу катапульт была достаточно высока. Эксперимент завершился успешным глиссированием Виталия на оба галса. По его выходу с воды на берег, я как любопытный корреспондент, едва дав ему отдышаться, задал один единственный вопрос, «Ну как тебе в сидячке?», уже заранее предполагая, что он мне ответить. Ответа не противоречил моим ожиданиям – «чувствовал себя немного закрепощено, привычная поясная трапеция давала мне больше свободы, связанной непосредственно с движениями моего тела». Это еще один минус сидячей трапеции, который не видим глазу, его можно только прочувствовать, прокатившись в ней.
Конечно, плюсы у сидячей трапеции, есть и они довольно значимы, но более подробно мы поговорим о них позже. Забегая наперед могу сказать, что весь парадокс «сидячая – поясная трапеция» заключается в том , что поясная трапеция дает плюсы которая не дает райдеру сидячая трапеция, но в свою очередь она имеет и минусы, которых сидячка не имеет.
Виталик смог бы более полноценно оценить все плюсы сидячей трапеции, при более сильном ветре, с большей площадью, при более длительном катании, и все ее минусы при катании на досках класса вейв или фристайл, в том стиле, для которого они предназначены.
Наш с Виталиком эксперимент закончился удачно. Какое же заключение можно из всего этого сделать и в чем был весь его смысл?
1) Райдеру на начальном уровне, проще учиться осваивать хождение в поясной трапеции, с дальнейшим переходом из режима водоизмещения в режим глиссирования.
2) Райдер не столкнется с проблемами хождения в сидячей трапеции, начав обучения в поясной трапеции, как и самим глиссированием.
С каким именно неудобством столкнулись Сергей и Виталий и почему?
Анализ этой причины, даст мне возможность вплотную приблизиться в своем исследовании к биомеханическому процессу позиции райдера в режиме глиссирования и тем самым проникнуть в секрет баланса и скорости.
Продолжение следует…
Добавьте комментарий