Техника управления виндсерфингом складывается из знаний и понимания процесса, которым мы хотим управлять. Хотя для нашего русского менталитета привычен обычно другой порядок действий - мы открываем инструкцию по эксплуатации какого-нибудь прибора или аппарата только после того как он вдруг перестал работать.
![фото 1 фото 1](/data/images/img/505_image.jpg)
![фото 2 фото 2](/data/images/img/506_image.jpg)
И тем не менее необходимо напомнить об основных понятиях аэродинамики виндсерфинга для дальнейшего понимания друг друга. Одним из первых является понятие курс - возможное направления движения относительно ветра. Они делятся на курсы левого галса и курсы правого галса. Если ветер дует в левый борт - вы двигаетесь левым галсом, если в правый - правым галсом. Причем, вы, наверное, уже замечали, что очень часто те элементы, повороты, старты, которые вы легко выполняете одним галсом, труднее и с ошибками выполняются на другом. Это связано с ведущей рукой правой или левой рукой (правша вы или левша), силой мышц руки, полушарной асимметрией головного мозга и, конечно, вашей тренированностью.
Очень часто, катаясь только на одном споте с постоянным направлением ветра, человек привыкает делать старт и другие элементы только одним галсом, а элементы другим галсом вызывают трудности.
Названия курсов движения виндсерфинга звучат на староголландском языке. Это объясняется историей возникновения парусного флота во времена Петра первого, ну и конечно, с названием нашей школы и серфовым именем основателя нашей школы :).
• Галфвинд (halfwind - пол ветра) - это курс перпендикулярно ветру.
• Бейдевинд (против ветра) - курс под углом против ветра. Чем меньше угол между курсом и ветром, тем острее мы идем к ветру
• Бакштаг (из штага в бак) - курс под углом по ветру
• Фордевинд (по ветру) - ветер точно в корму
• Положение Левентик - нос смотрит точно туда откуда ветер дует. На этом курсе можно только находиться. Хотя снос по ветру значительно меньше, чем в положении дрейф.
Таким образом, галс и название курса однозначно и точно определяют наше положение относительно ветра.
Кроме этого существуют такие понятия как:
• Повернуть носом к ветру - привестись (приводиться), идти круче против ветра, острее.
• Повернуть носом от ветра - увалиться (уваливаться), идти положе.
Для того чтобы научиться управлять доской и парусом на разных курсах и галсах попробуем разобраться с работой паруса. Парус, как известно, является единственной движущей силой для виндсерфинга, источником тяги. И служит для преобразования энергии ветра в движение доски. Современный парус для виндсерфинга – работает как аэродинамическое крыло и сила тяги в парусе возникает из-за разницы давлений с наветренной и подветренной стороны паруса.
![фото 4 фото 4](/data/images/img/508_image.jpg)
![фото 4-1 фото 4-1](/data/images/img/509_image.jpg)
Особенность аэродинамики паруса в том, что это крыло на практике очень динамично меняет свою форму, как говорят специалисты твистует. Кроме этого движется постоянно в вертикальном направлении вверх вниз на волне и чопе. Поток воздуха, которым парус обтекается, неоднороден, повернут полнее и его скорость больше в верхних секциях паруса.
С носа доски и с тела серфера сходят постоянные завихрения , взаимодействующие с нижней частью паруса. Одним словом аэродинамика паруса не проста.
Общая картина работы паруса как крыла выглядит следующим образом (материалы журнала Boards июнь2001г)
![формула 1 формула 1](/data/images/img/516_image.jpg)
,
V- скорость вымпельного ветра , Sp- площадь паруса , Pв-плотность воздуха.
![формула 2 формула 2](/data/images/img/517_image.jpg)
,
где
![](/data/images/img/518_image.jpg)
- коэффициент определяющий тягу от пуза паруса при нулевом угле атаки,
![](/data/images/img/519_image.jpg)
-удлинение паруса
То есть, действующая на парус сила пропорциональна квадрату скорости набегающего потока ( вымпельного ветра) и площади паруса. Это означает, что без движения, на берегу, например, при возрастании скорости природного ветра в два раза, максимальная тяга на парусе увеличивается в 4! раза.
![фото 5 фото 5](/data/images/img/510_image.jpg)
Коэффициент пропорциональности выше у более пузатых парусов (но пузатые паруса также имеют и большее сопротивление) и растет с увеличением угла атаки (угол добора паруса задней рукой) до некоторого максимального значения ( угол обширного срыва потока), после которого увеличение угла существенно снижает тягу и увеличивает сопротивление.
Максимальный угол и, соответственно, максимальная тяга выше у более правильно обтекаемых аэродинамичных парусов, с более широким мачт-карманном, хорошо сглаженной передней кромкой, которая обеспечивает также верхний предел скорости плавного безотрывного обтекания. Также из общих соотношений следует, что наравне со свойствами доски, чем более высокое возможное аэрогидродинамическое качество у паруса тем острее ( кроме выигрыша в скорости ) может быть возможный курс движения. Попробуйте вырезаться на wave парусе и на парусе с упорами. Разница будет ощутима и при сильном и даже при слабом ветре без глиссирования.
![фото 7 фото 7](/data/images/img/512_image.jpg)
Гоночные паруса за счет упоров имеют более аэродинамическую форму передней части профиля, обладают высокой стабильностью центра положения центра давления на парусе, более широкий диапазон применимости по силе ветра, за последнее время стали более плоскими и с более твистующей верхушкой. Площадь паруса, как видно, увеличивает максимально возможную тягу и приближает момент выхода на глиссирование. Но большая площадь имеет свой предел ветра, после которого удерживать нагрузку на парусе становится не комфортно. А при порывах, которые приводят не только к росту скорости вымпельного ветра, но и к росту угла атаки, часто невозможно.
![фото 9 фото 9](/data/images/img/514_image.jpg)
Твистующая верхушка или крутка паруса дает парусу возможность открываться в верхней части при увеличении нагрузки. Это позволяет за счет уменьшения местного угла атаки снизить нагрузку на верхние секции и существенно сгладить нагрузку на парус вверху. А если учесть, что нагрузка вверху имеет большой момент силы за счет рычага, то такая крутка существенно облегчает серферу контроль паруса при катании в условиях чрезмерной нагрузки и при порывах ветра.
Таким образом, мы видим, что роль человек на доске это максимально эффективная передача силы тяги паруса посредством своей биомеханической структуры в движение доски и осознанное управление этим процессом.
Добавьте комментарий